Михаил Койнов (mkoinov) wrote,
Михаил Койнов
mkoinov

В поисках Ивицкого острожка

В продолжении темы о Белгородской засечной черте и остатках оборонительных укреплений. Как я писал в предыдущем посте на эту тему, в нашей области осталось очень мало следов существования засечной черты. Одним из таких объектов является земляной вал, который прослеживается в поле между Корочей и Яблоновым, которые основывались в 17 веке как две крепости. Но у меня есть предположения, что в Корочанском районе остались и другие следы того исторического периода.


Фото: crovin, Форум Бел.ру

В этой записи я хочу поделиться собственным предположением.


Изучая историю Белгородской земли для своего проекта "Электронной Энциклопедии", читал книгу В.П. Загоровского "Белгородская черта" (Воронеж, 1969 год). Из всех районов области самое пристальное внимание у меня сосредоточено на Корочанском - во многом потому, что я долго там жил и хорошо знаком с местностью. Плюс моя тяга к топографическим картам и спутниковым снимкам позволила мне выучить местность практически наизусть.

На территории современного Корочанского района располагались два участка Белгородской засечной черты - Короченский и Яблоновский (по названиям соответствующих городов-крепостей). От Нежегольска (в районе нынешнего Шебекино) до Корочи оборонительная линия тянулась по правому берегу реки Короча - высокий холмистый участок, сплошь покрытый лесом, был естественной преградой для татарской конницы. Как описывается в книге: "К северу от с. Старикова (нынешний Шебекинский район) вплоть до "короченского посада" тянулся "Большой Короченский лес". Вместе с болотистой поймой реки Корочи он представлял для татарской конницы почти непреодолимое препятствие".


Правый берег реки Короча

В той же книге Загоровского при описании Короченского участка засечной черты есть часть текста, которая привлекла моё внимание: "Для наблюдения за движением татар по Изюмской дороге напротив Короченского участка Белгородской черты были построены два стоялых острожка "за чертой": Отскочный и Ивицкий. В них размещались "отъезжие острожки".

Эта информация привлекла меня во многом потому, что я ищу историю основания поселений. Упоминание Ивицкого острожка натолкнуло меня на мысль об его расположении в районе реки Ивица. Существует также одноименное село - Ивица, которое вполне могло быть основано в районе расположения стоялого острожка.

ляпинский острог

Острог - небольшой постоянный или временный населённый укреплённый пункт, обнесённый оградой из заострённых сверху брёвен высотой 4 − 6 метров. Бревенчатая ограда острога помещалась на плоской местности или на вершине небольшого земляного вала и была окружена с наружной стороны рвом. Острог чаще всего имел четырёхугольную форму. По углам четырёхугольника размещались башни. Для сообщения с полем использовались проезжие башни.

Во многих исторических источниках указывается, что город-крепость Яблонов был построен прямо на Изюмском шляхе, перегородив один из основных путей набега татар на Русь. Ниже - схематический рисунок той местности, о которой идет речь в моем посте.



Оранжевая линия, проходящая через Корочу и Яблонов - засечная черта. Синие полоски - реки Короча и Ивица. Соответсвенно, оптимальным местом расположения Ивицкого острожка могли быть юго-восточные склоны правого берега реки Ивица. Здесь расположены два населенных пункта - Ивица и Соколовка. Было очень логично предположить, что село Ивица вполне могло быть основано изначально как стоялый острожек. Однако что-то здесь для меня не сходилось.

Я был и раньше на южных склонах правого берега реки Ивица, и отсюда действительно открывается хороший обзор на юго-восток - именно с этого направления приходила татарская конница по Изюмскому шляху.


Вид на юг с правого берега реки Ивица.

Однако само село Ивица находится на левом берегу реки, то есть со стороны "Дикого поля", что было бы неверным стратегическим расположением острожка в то военное время. Логично предположить, что первоначальное расположение поселения должно было размещаться на правом, высоком берегу, защищенном от поля рекой. В очередной раз просматривая спутниковые снимки Google Maps (которые для этой местности обновили совсем недавно и теперь они в довольно высоком разрешении) я ушел по склону немного на восток и в районе соседнего села Соколовка обнаружил интересный на мой взгляд объект:



На снимке видно, что на юго-восточном склоне холма расположена фигура, по форме близкая к квадрату (39х40 метров при измерении). Визуально, по снимку, это похоже на ров. Рядом с этим объектом находится старое Соколовское кладбище. При более детальном приближении объект выглядит так:



В этот момент в моей голове появилась мысль, что это вполне может быть рвом бывшего стоялого острога. Увиденное вполне соответствовало объектам Украинской оборонительной линии, которые я изучил ранее. Круглая точка на снимке может соответствовать колодцу, как и в остатках укреплений в Харьковской области. Присмотревшись, можно даже рассмотреть, что ров прерывается в одном месте (левая сторона на снимке, ближе к верху). Вполне возможно, что здесь располагался въезд в укрепленный острожек.

Логичным тогда является и расположение кладбища рядом с бывшим поселением. Однако у меня возник вопрос - что, если этот объект - остатки какого-то более позднего строения (сделанного, например, в годы советской власти)? Второй вопрос - то, что современная Соколовка в большей своей части располагается на противоположном, левом берегу реки Ивица - в "Диком поле", так сказать.

Я решил обратиться к старым картам в надежде найти там какие-то подтверждения моим догадкам. Самые детальные и точные из ныне доступных - топографические карты Шуберта - военная трехверстка съемок второй половины 19 века. Судя по этим картам, изучаемые мной села выглядели так:



Из этих карт видно, что село Ивица действительно располагалось на левом берегу одноименной реки, в низине, что означает его более позднее основание. А вот Соколовка в большей своей части находится на правом берегу. Но главное, что я вижу для себя на этой карте - контуры квадратного объекта, расположенного именно в том месте, где сейчас на спутниковых снимках я нашел контуры предполагаемого вала. Показательно и то, что дорога на карте Шуберта примыкает к квадратному объекту именно в том месте, где на местности вал прерывается (въездом, как я полагаю).

Итак, вполне возможно, что на правом высоком берегу реки Ивица в районе села Соколовка сохранились остатки Ивицкого стоялого острожка. Возле острожка вполне могло возникнуть поселение, которое затем спустилось к реке. На более ранних схематических картах это поселение называется Соколово. Стратегически это очень удачное место для расположения военного дозора - с трех сторон крутой склон, по дну которого протекали реки Сухая и Мокрая Ивица, с четвертой стороны - дорога по направлению к Короче и Яблонову. Юго-восточный склон выходит как раз по направлению к Изюмскому шляху.



Соответственно, одна из улиц нынешней Соколовки является исторически самой старой частью села. Сейчас эта улица среди местных жителей называется Слобода. Здесь же существовал и деревянный храм, возведенный в 1769-м году, что делало его одним из старейших белгородских деревянных храмов. В 1922-м году он был закрыт, как позже оказалось - навсегда.

В Интернете и книгах по краеведению я пока не нашел информации о том, что в окрестностях Соколовки существуют остатки старинного острога. Изучалась ли кем-нибудь эта местность, приходил ли кто-то к подобным выводам ранее - я сейчас тоже не знаю. В январе я предпринял попытку дойти до этого места на лыжах, но погода и техника не позволили побывать именно в точке расположения предполагаемого рва. Думаю, что логичнее всего будет выехать туда, когда сойдет снег. Заодно есть время для поиска более детальной информации.

И еще. В цитате из книги Загоровского речь идет о двух острожках - Ивицком и Отскочном. И если топографически название "Ивица" сохранилось и сейчас, то топонима "Отскочное" я пока в указанном районе не находил. Однако, просмотрев склоны правого берега реки Ивица в направлении к Короче и Яблонову, я обнаружил на местности контуры, подобные соколовским:



Для экспедиции WAY2BEL появляются всё новые маршруты.
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author