Михаил Койнов (mkoinov) wrote,
Михаил Койнов
mkoinov

Ключевая идея для солидарности

Как мы поймем, что «Солидарное общество» в Белгородской области построено? Будет ли это определяться лишь достижением тех количественных показателей, которые заложены в концепцию этой идеи, сформулированную чиновниками? Или стоит оценивать именно качественные преобразования во взаимоотношениях социума, проживающего в границах Белгородской области? Но ведь, как было сказанно ранее, белгородцев даже сейчас нельзя назвать несолидарными - ведь у них есть четко отлаженные механизмы взаимопомощи и поддержки друг друга, основанной на родственных связях.



Эти механизмы работают у нас столетиями, и работают весьма эффективно. Это подтверждается и ежегодными рейтингами «социального благополучия регионов», в которых Белгородская область из года в год занимает лидирующие позиции (примеры здесь, здесь и здесь). Согласно подобным опросам и исследованиям, белгородский социум чувствует себя хорошо - по крайней мере, гораздо лучше, чем большинство других регионов России.

Сегодня из хода реализации стратегии «Солидарного общества», можно сделать вывод, что основной упор сделан как раз на достижении тех самых «количественных показателей солидарности». Вот и сам Евгений Степанович Савченко, идейный вдохновитель концепции белгородской солидарности, четко вяжет успех построения «Солидарного общества» с показателями социального самочувствия жителей региона. Так, в ноябре 2013-го губернатор сказал:


  • «Сегодня Белгородская область занимает 3-е место в рейтинге социального самочувствия регионов России. Достижение такого результата мы связываем, в первую очередь, с работой, которая проводится в области по улучшению качества жизни и формированию регионального солидарного общества».


Хотя, справедливости ради, нужно напомнить, что стратегия построения «Солидарного общества» утверждена и принята к реализации в ноябре 2011-го (ровно за два года до этих слов), а Белгородчина входила в тройку регионов-лидеров по индексу социального благополучия и в 2010-м. Если же отслеживать положение нашей области среди всех субъектов РФ по показателю индекса развития человеческого потенциала (от которого напрямую зависит и социальное благополучие населения), то Белгородская область и десять лет тому назад входила в первую пятерку самых-самых. То есть можно сделать предположение, что реализация самой стратегии тут не при чём.

Вместе с тем Савченко продолжает свою речь фразой, на которую я уже несколько раз ссылался:


  • «Солидарное общество в понимании белгородцев – это сплочённое общество, объединённое общими позитивными целями, активной созидательной деятельностью на благо региона и Отечества».

Это и отражает ключевые противоречия в словах губернатора, из-за которых реализация стратегии получает перегиб в сторону борьбы за количественные показатели: солидарное общество объединено общими позитивными целями, но социальное благополучие - не есть сама конечная позитивная цель - это базис для успешного достижения искомой цели (солидарности). Интересно, что в продолжении своих слов Савченко вновь говорит об этом:


  • «Таким образом, идея солидарного общества в области уже имела под собой прочную практическую основу – надёжный экономический и социальный фундамент».

Улавливаете, в чем путаница? Солидарное общество объединено общими целями, а фундамент для его построения - это высокие социально-экономические показатели. Откуда высокие социально-экономические показатели? От реализации стратегии построения солидарного общества. То есть общей целью является достижение высоких социально-экономических показателей? Или они все-таки являются уже созданным фундаментом для построения солидарного общества?

Эта неоднозначность в трактовке самой сути «Солидарного общества» легла на плечи тех, кто должен озвученную идею претворять в жизнь, а там, как мы помним из анализа Бабинцева, встретила «проектно-технологический кретинизм, присущий значительной части чиновников, который не позволяет уложить в рамки их сознания идею, не имеющую материальных результатов своей реализации».

В итоге суть построения «Солидарного общества» заключена в поиске объединяющих социум целей, а по факту сведена к ряду мер, направленных на улучшение социально-экономических показателей. То есть вот уже три года с момента принятия стратегии в нашем регионе продолжают укреплять фундамент для построения солидарного общества, но само общество не строят - для него нужна именно идея.

Всеми вышеописанными наблюдениями я подвожу ход своего повевствования к главной мысли - стратегия построения «Солидарного общества» должна базироваться на одной ключевой идее, заключающей в себе ту самую солидарность.



Мысль о ключевой идее - не моё исключительное умозаключение. В разное время люди, причастные к теме построения «Солидарного общества», уже озвучивали подобную мысль, и даже выдввигали ту самую «ключевую идею». Так, например, протоиерей Олег Кобец, по совместительству являющийся председателем Комиссии по духовно-нравственному, патриотическому, физическому и экологическому воспитанию и просвещению Общественной палаты Белгородской области, озвучивал следующие размышления:


  • «Солидарное общество – это то общество, которое чувствует в первую очередь внутреннее единство. Должна быть объединяющая идея, согласно которой люди выстраивают свою повседневную жизнь. Автоматически солидарность не возникает. Хотя есть, например, чувство патриотизма. Обороняя Отечество, люди становились солидарными, объединялись и даже шли на смерть, чтобы уберечь свою землю. Но такая солидарность вызвана исключительными условиями. Когда общество возвращается к обычной жизни, мы опять видим политическое противостояние и экономическую разрозненность».

Соглашаясь с протоиреем в том, что у социума должна быть объединяющая идея (причем именно идея для повседневной жизни, безотносительно того же патриотизма и «культа победы», на котором базировалась львиная часть советской послевоенной идеологии, да и значительная часть идеологии постсоветской), я не могу согласиться с самой идеей, которую он в дальнейшем выдвигает:


  • «В повседневности нужна такая сильная объединяющая идея, которая по своей ценностной значимости должна превосходить те ценности, которые разъединяют людей. ...Солидарное общество было выработано в рамках нашей православной цивилизации. ... Я считаю, что любовь к ближнему, которая является главной идеей христианства, должна стать главной идеей построения солидарного общества».

При всем уважении (и собственной принадлежности) к христианству, мне сложно допустить мысль, что объединяющая идея для социума должна базироваться на какой-либо религии. Во-первых, мы живем в светском государстве, и несмотря на то, что религия играет важную роль в жизни некоторых групп населения, она, по самой сути своей, является индикатором «свой-чужой».  Во-вторых, принятие христианской идеи в качестве ключевой для формирования «Солидарного общества», мы автоматически отсекаем представителей других конфессий, проживающих на территории области. Это совсем не солидарно. В-третьих, идея «любви к ближнему» сама по себе столь же абстрактна, как и термин «солидарное общество» - ведь сложно однозначно сказать, в чем именно эта любовь должна проявляться.

Какой же должна быть ключевая идея для построения «Солидарного общества» на мой взгляд? Во-первых, она должна быть максимально конкретной, осязаемой и доступной для понимания подавляющим большинством нашего населения. Повседневной, затрагивающей ежедневную жизнь каждого члена социума. Идея должна быть отдаленной от всех политических и духовных сфер жизни - для солидарности нужна интеграция, а не переход на какую-либо сторону большинства. И, что самое важное, эта идея должна быть по своей сути новаторской, кардинально отличающейся от ранее существовавших или существующих, она не должна дублировать и без того функционирующие институты взаимодействия в белгородском социуме.

Своё видение этой идеи, а также методы её воплощения в жизнь я озвучу в следующей публикации. На сегодня остановимся на этом, и так текст в очередной раз получился довольно объемным. Продолжение, как обычно, завтра в 10 утра.
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author