Михаил Койнов (mkoinov) wrote,
Михаил Койнов
mkoinov

Мой белгородский метрополитен

Когда-то я уже затрагивал тему "Метро в Белгороде" в своей фэйковой статье, и обещал обязательно вернуться к этой теме. Сдерживая обещание, расскажу вам мечтательно-познавательную историю о том, чего в Белом городе в ближайшие годы точно не будет - белгородском метрополитене.

Мечтателем я был всегда, а совмещая это свойство с познаниями в географии, с детства планировал и проектировал трассы, железные дороги и тому подобное. Знали бы вы, как выглядела дорожная карта нашей области в моих мечтах! И вот на начальных курсах университета, пройдя весь Белгород вдоль и поперек, в мою голову пришла мысль о том, что классно было бы этому городу получить свое собственное метро. Этой мыслью я поделился с одногруппником, и вот уже идеей белгородского метрополитена горело двое умов.

Нет, товарищи, конечно мы понимали, что столь амбициозный проект в Белгороде никто не реализует. Но мечтать же не запрещал никто! И мы взялись фантазировать, где и как расположить станции, какой маршрут проложить. Как инженеры-геологи подошли к вопросу еще и с технической точки зрения. Так появилась наша первая схема белгородского метро.





Свойства файла подсказывают мне, что последнее изменение генпроекта сделано 9 марта 2007 года. Зима-весна 2007, собственно, дата нашей проектировки. У нас получилось 11 станций метро и общая протяженность линии около 11 километров. Это, например, практически как Самарский метрополитен. Или Казанский. Не будем сейчас дискутировать о том, что "город у нас маленький", "разогнаться поезду будет негде". Во-первых, очень много обсуждений в своё время проходило в группе "Метро в Белгороде", что была создана нами Вконтакте. Любопытства ради существовала там такая группа, и около полутора тысяч человек числилось в ней (что для того времени было много). И всем желающим мы упорно приводили примеры, что белгородское метро ничем не отличается от какого-либо другого. Отдельно насчет расстояний - самый маленький перегон между станциями у нас получался 600 метров на Харьковской горе. В Москве, например, перегон "Выставочная"-"Международная" - 498 метров. Ну а во-вторых... это же чистой воды фантазия! Поэтому принимайте сказку как она есть.

Начиналась линия белгородского метро со станции "Автовокзал". О да, что вы - было еще и депо - овраг за ротондой на северном выезде из Белгорода был хорошо засыпан выемкой земли при проходке метрополитена, и в последствии там разместилось депо белгородского метро. Но мы с вами, рядовые граждане, знакомство с подземкой Белгорода начинаем в районе автовокзала. В 2007-м стояла дилемма - делать станцию ближе к аэропорту или автовокзалу? Ведь между ними была какая-то невнятная стройка. Решили таки, что пассажиропоток на автовокзале больше, и станцию перенесли к нему. Сейчас, когда "невнятная стройка" превратилась в ТРЦ "РИО", станцию метро можно перенести ближе к нему.

Своё повествование буду дополнять гугло-пэинтовскими картинками, дабы немного визуализировать рассказ. Станции метро мы старались привязывать к наиболее общественно значимым объектам, поэтому следующая логично обоснованная станция была только в районе ул. Студенческой. Но двухкилометровый прогон без остановок смущал нас, и промежуточная станция так и напрашивалась в проект белгородского метро. Огорчало лишь отсутствие каких-либо крупных общественных мест в этом районе. В итоге, колеблясь между Железнякова и "Соколом" выбор пал в сторону первой. Так появилась вторая станция белгородской подземки - "Железнякова". Спустя несколько лет на выручку нам пришел строящийся на месте бывшего болота мегакомплекс "ГРИНН". Открывающийся в 2012 году (что наверняка раньше, чем открытие станции метро "Железнякова"), он станет тем самым общественно значимым объектом и подтвердит правильность выбора месторасположения этой станции.

Третья станция - вышеупомянутая "Студенческая". Линия метро, начавшаяся практически вдоль Богданки, здесь уходит чуть правее, и выходы станции расположены в районе пересечения Студенческой и Некрасова. Это сделано с расчетом на равноудаленность выходов от таких объектов, как БелГУ, университет кооперации и областная больница. То есть с этой станции можно легко дойти как до обоих университетов, так и до больницы. Также сыграла роль и схема прокладки линий метрополитена под городом.

Северная и Центральная часть Белгорода находятся на одном холме, Харьковская гора - на другом, а между ними плещутся волны могучей Везелки. Метро прокладывают тремя способами - станции глубокого заложения, станции мелкого заложения и надземные пути. Глубокого заложения проходят специальными машинами, мелкого - можно раскопать и с поверхности. От автовокзала и до Студенческой работы проходили на большой глубине, ближе к центру города ось метро выходит на улицу Некрасова, далее через центральный парк - на 50-летия Белгородской области. Здесь уже - мелкое заложение, над линией метро нет фундаментов крупных зданий. Так дешевле, в конце концов.

       
"Осторожно, двери закрываются. Следующая станция - Мичурина". В разных версиях проекта она называлась и "Парковая", и даже "им. Ленина". Цель этой станции - доставить нас с вами к центральному парку. Или ДК "Энергомаш". Или еще чему-нибудь, расположенному в этом районе. В ближайшие годы по обе стороны от станции вырастут многоэтажные новостройки, и хотя вряд ли их обитатели будут передвигаться на метро, но общественная нагрузка на этот и без того центральный район возрастет.

От Мичурина мы двигаемся к станции метро "Центральная". Её месторасположение говорит само за себя - выходя из подземки аккурат у Потапыча  мы попадаем в район Центрального рынка и городских универмагов. Можно пробежаться до стадиона или спуститься к площади.

Ниже пересечения с проспектом Славы начинается самый спорный и сложный участок нашего проекта. Чтобы удешевить прокладку метрополитена, решено было, что через реку метро пойдет по мосту. Копать под речкой глубоко, сложно и дорого. И вот на пересечении Славы и 50-летия Белгородской области вместо поворота направо к Свято-Троицкому бульвару мы получаем выход линии метро. Пронесясь над нашими головами на стометровке красивый мост из стекла и бетона упирается в девятиэтажку по ул. Победы 83.

Китайская, мать её, стена. Правее обход не сделаешь - Центральная площадь, драмтеатр. Левее - Богданка, Славянский. Решено сносить два подъезда китайской стены. Расселение жильцов обойдется дешевле подземных работ под речкой, а метромост гармонично впишется в стиль новостроек "Славянского". Собственно, и станцию метро здесь назвали мы аналогично. Думаю, о её стратегическом расположении говорить не стоит.

А теперь отбросьте критическое мышление, забудьте о выселенных жильцах китайской стены, и попробуйте просто представить... Вот едете вы от автовокзала на метро. Одна станция, вторая, третья... Вот после "Центральной" вы въезжаете в крытый тоннель перед "Славянской" (он из стекла и бетона, но все равно не прозрачен - в целях шумоизоляции все герметично вплоть до надземной станции "Славянская"). И вот поезд метро отходит от этой станции по направлению на Харьковскую гору. И здесь в окно вагона пробивается луч солнца! И вы несетесь над парком Победы, над Везелкой, смотрите с любопытством по сторонам на Белый город и думаете: "Как здорово все-таки! Метро в Белгороде!". Представили? Вот тот самый момент, с лучом солнца в окно? Проехали. Следующая станция - "Южная". Добро пожаловать под землю.

На "южке" выход из станции чуть позади гостиницы, в районе ул. Пятого августа. Мы обошли слева три высотки, что красуются ниже гостиницы и линия метро вновь пошла под землей. Харьковская гора начинается резко, и станции здесь сразу уходят на большую глубину. После "Южной" мы останавливаемся в районе ДС "Космос". Знакомьтесь, единственная безымянная станция. Как её назвать - "Линия", "Русич", "Космос", "Модный бульвар"? Или Королёва? Почему-то в своё время мы не додумали - очевидно, название было менее значимо, чем геостратегическое расположение.

Одно из центральных мест на "ближней" Горе не могло остаться без линии метро. Отсюда ветка выгибается в сторону ул. Щорса, и следующая станция оказывается на пересечении этой улицы с ул. Губкина. Собственно, и называется - "Губкина". Здесь из значимых объектов - детская больница (а чуть поодаль - и взрослая), рынок Семейный, Вестер-Гипер. Да и просто густонаселенный район. От "Губкина" ветка метро продолжает изгибаться к западу, и имеет еще две станции в спальных районах - станцию "Конева" и "Есенина".

В 2007 мы не предугадали появление Сити-Молла, но даже если бы и знали о грядущем проекте, вряд ли бы "выгнули" свою ветку туда. Вывезти народ из спальных районов на работу в центр важнее, чем пустить линию к торговому центру. Зато сейчас ветка метро может быть продолжена аккурат к микрорайону "Улитка". Собственно, на этом все. Конечная.

Есть у этой истории еще один эпизод, о котором не могу не упомянуть, ибо он внес в нашу идею финальные черты. Приставая ко всем преподавателям кафедры инженерной геологии с расспросами о возможности строительства метро в Белгороде (с технической, разумеется, точки зрения) мы неожиданно для себя узнали, что не мы одни жили этой идеей. Главный инженер ВИОГЕМа, Анатолий Александрович Изотов не просто придумал, но даже описал проект строительства метротрама в Белгороде (подземка с трамвайными вагонами). Это был и шок, и радость сразу. О его проекте даже писала какая-то из белгородских газет. Ксерокопия той статьи так и лежит где-то в моих старых файлах. Ага, вот, нашел. "Белгородские известия" это были. Вот даже пару зарисовок из газеты:


Наши маршруты были очень похожи. Только шли мы по одну сторону Богданки, а Анатолий Александрович по другую. И на Хар.горе чуток расходились. Но должен признаться, что многое для своего проекта мы почерпнули именно от общения с Изотовым.

Вот даже схему делали для сравнения. Синенькая полоска - наш маршрут. Желтенькая - Анатолия Александровича. Красная - улицы Богдана Хмельницкого и Щорса.


Так или иначе, но ни синенького, ни желтенького маршрутов в нашем городе еще долго не появится. Растет количество объездных и количество пробок на них. Ситуация с маршрутками не решается год из года. Но и метро в нашей бедной ресурсами и умами стране даже в миллионниках не могут достроить. Так что исключительно в сюрреалистическом городе Белгороде под землей бегают вагоны, возя счастливых людей от Есенина до каруселей в Центральном парке за 15 минут.


Comments for this post were disabled by the author