Михаил Койнов (mkoinov) wrote,
Михаил Койнов
mkoinov

Днепропетровск, май 2013

Каждую весну у меня с любимой Харитошкиной была замечательная традиция - мы отправлялись в увлекательное путешествие по Украине. Почему "была" вы можете понять из новостных лент последнего месяца. Вряд ли этой весной мы отправимся в вояж по любимой Украине. Поэтому остается только смотреть на яркие прошлогодние фоточки и ждать, когда этот беспорядок у них закончится.



Первый на очереди - Днепропетровск. Когда я был там, то пообещал себе, что именно эту фотографию поставлю заглавной. "Как в Европе!" - пошутил я тогда. Но не будем о грустном.


Днепропетровск - это всего 300 километров от Белгорода по довольно хорошей трассе. И если бы не таможня, то ездить в этот город можно было бы гораздо чаще. Город был основан в 1776-м году по указу Екатерины II как губернский центр Азовской губернии, и изначально получил название Екатеринослав. Шесть лет он даже носил название Новороссийска, так как являлся главным центром Новороссии. И только в июле 1926-го года он был переименован в Днепропетровск - в честь советского партийного деятеля Петровского (а не в честь какого-нибудь Петра, как наивно я предполагал раньше).

Являясь четвертым по численности населения городом на Украине (после Киева, Харькова и Одессы) Днепропетровск - один из крупнейших промышленных, экономических и транспортных центров, центр металлургии и даже "космическая столица Украины". Как и любой город-миллионник, разросшийся в советское время, Днепропетровск огромен, сложно застроен и несет на себе тяжелую ношу обветшавших типовых советских домов, разбитых дорог и прочих сопутствующих атрибутов. Но когда оказываешься в городе проездом на несколько часов, то стараешься увидеть и запомнить только самое лучшее и привлекательное. В этом плане Днепропетровск запомнился мне как город с невероятным количеством парков и огромной набережной Днепра (как говорят, это самая длинная набережная в Европе).

2. Припарковавшись в каком-то из спальных районов, мы отправились путешествовать по городу пешком. Выйдя на одну из главных магистралей города - улицу Героев Сталинграда - мы решили воспользоваться общественным транспортом, чтобы добраться к Днепру. Уже здесь мы начали считать парки - по правую сторону расположен парк 40-летия освобождения Днепропетровска, по левую - парк имени Писаржевского, который чуть дальше переходит в парк "Сосенки". На фото, собственно, улица Героев Сталинграда.



3. К нашему восторгу тут ходят трамваи! Точнее, как мы выяснили потом, они не ходят, а "плавают" - благодаря удивительному состоянию рельсового полотна создается полное ощущение, что тебя качает на волнах во все стороны.



4. Трамвайчики тут как в Харькове.



5. Проехав парк имени Богдана Хмельницкого, нам пришлось выйти - потому, что дальше трамвай не шел. Не сильно заморачиваясь над тем, чтобы узнать направление движения местных маршрутов, мы отправились гулять пешком, интуитивно продвигаясь в сторону Днепра. Что всегда бросается на Украине в глаза (после Белгорода) - это огромное количество зелени на улицах. Деревья, деревья, деревья - море их! Ведь это так здорово.



6. Запрыгнув буквально на ходу в очередной трамвайчик, мы доехали до следующего парка (точнее - сквера) Ленина. Здесь уже начали проявляться привычные белгородцам черты современного благоустройства - тротуарная плиточка и газоны. "Значит, приближаемся к центру" - решили мы.



7. В сквере Ленина меня более всего восхитили скамейки и урны - они великолепны! Современно, красиво, устойчиво к вандализму. Вот даже не знаю как еще объяснить тот восторг, который заставлял меня устроить для них целую фотосессию. Смотрите сами.



8. Дальше мы прошли в парк имени Лазаря Глобы, который является центральным парком Днепропетровска. Он был заложен еще в конце 18-го века, и называется одной из достопримечательностей города. Через него мы вышли на проспект Карла Маркса.



9. Бюст Героя Советского союза Федорова. Вообще я фотографировал очень редко, позволив себе просто наслаждаться видами майской зелени. Но эти милые старушки таки вынудили меня расчехлить фотоаппарат.



10. И вот, наконец, через аллею Влюбленных мы вышли на набережную, к Днепру! Чуден Днепр при тихой погоде! :)



11. Здесь, на берегу Днепра расположен самый примечательный местный долгострой - 28-этажный гостиничный комплекс "Парус". Его начали строить в 1975-м году и  должны были открыть к 1979-му, однако из-за проблем с финансированием проекта амбиционным планам было не суждено сбыться.



12. К концу 80-х в будущей гостинице уже были завершены все основные конструкции, установлены многие окна и двери, смонтирована часть коммуникаций, обсуждались вопросы, какой будет внутренняя отделка и мебель, а работ оставалось всего на полгода ударной стройки. Однако Союз распался, гостиница оказалась никому не нужной, а все, что было можно, разломали и украли. О печальной судьбе "Паруса" можно почитать здесь.



13. Собственно, от "Паруса" и начинается "туристическая" набережная Днепропетровска. Поначалу это старая асфальтовая дорожка, которая выводит нас к еще одному шедевру советской архитектуры - ресторану "Поплавок".



14. Ну а за "Поплавком" начинается совсем недавно облагороженная набережная с плиточкой, газонами, фонтанами и "модными ресторанами". Вот этот симпатичный пушистый фонтан называется "Одуванчик".



15. Я не знаю, как и откуда ведется местными жителями подсчет, но везде говорят, что "набережная Днепропетровска - самая длинная в Европе". Указывают даже протяженность в 23 километра. Откуда считают, интересно? Вероятно, имеют ввиду всю протяженность Днепра в черте города? Для нас, как туристов, набережная началась там, где началось её благоустройство.



16. Взгляд в сторону "Паруса".



17. Каштановые аллеи вдоль набережной - восхитительны.



18. Очень хорошо сделано, молодцы!



19. Скульптура Иоанна Крестителя, которой увенчан расположенный на набережной храм. Когда мы были в Днепропетровске, храм еще не был достроен, поэтому я заснял самую красивую на тот момент часть.



20. Под центральным мостом. Его длина составляет 1478 метров, и долгое время он являлся самым длинным на Украине.



21. Фонтан на Днепре. На горизонте можно увидеть Мерефо-Херсонский железнодорожный мост и храм Святителя Николая на Комсомольском (Монастырском) острове. Там же расположен парк культуры и отдыха имени Шевченко, но до него мы не дошли.



22. Продолжаем свой вояж по набережной.



23. Ребята на газонах занимаются тренировками то ли паркура, то ли капоэйры. А на горизонте начинают вырисовываться новостройки, в частности - торговый-бизнес-центр с крутым и пафосным названием "Мост Сити".



24. Прокат велосипедов. Круто!



25. А еще на набережной есть "самая длинная лавочка", которая раздает wi-fi и вообще украшена всевозможными фишками, с которыми можно фотографироваться. Зонтики там, скульптуры. Или вот такая карта Украины.



26. На горизонте все чаще стали вырисовываться контуры "элитных" новостроек. Жилые комплексы с названиями вроде "Каменья", "Амфитеатр", "Империал Палас", "Летуаль" - наивысшая концентрация днепропетровского пафоса на квадратный метр.



27. Одинаковые домики - это жилой комплекс "Две башни".



28. Но вернемся к набережной. Напротив элитных жилых комплексов набережная расширяется, образуя Фестивальный причал. Самое примечательное на причале - огромный конус, увенчанный стеклянным шаром.



29. Еще один кадр в сторону "башен" со стороны стеклянного шара.



30. Сам шар покрыт огромным количеством разнообразных надписей. Вообще, весьма удивляет отношение днепропетровцев к этой достопримечательности. Все лампы освещения, которые вмонтированы в каменную пирадиму, подчистую разбиты. Несколько лет назад вандалы разбивали и сам шар. А однажды какой-то пьяный придурок заехал сюда на своём джипе. На горизонте, кстати, виднеется жилой комплекс "Амстердам", который я вынес в шапку этого поста.



31. Будете в Днепропетровске - вот вам идея для фото: встать возле шара и сфотографироваться издалека - как будто вы находитесь в самом стеклянном шаре.



32. Вдоль набережной расставленны каменные "бабы" - фигуры, которыми были увенчаны курганы древних захоронений, в обилии разбросанные по просторам Днепропетровской области.



33. Еще раз фотография Днепра в сторону левого берега. Здесь его ширина - более километра.



34. Пешеходный мост на Комсомольский отстров - причудливое архитектурное строение советского времени.



35. На сам остров мы не пошли, отправившись через правобережную часть парка имени Шевченко в сторону трамвайной остановки. Солнце клонилось к закату, и наше знакомство с Днепропетровском подходило к концу. Вход в парк венчает очень красивая ротонда.



36. А еще в парке расположен дворец студентов Днепропетровского Национального Университета.



37. Архитектуру центральной части города мы рассматривали уже через окно трамвая. Я сделал лишь один кадр, который теперь можно назвать историческим. Меня, если честно, в тот момент привлекло забавное сочетание исторических эпох. Троицкий собор, построенный здесь в 1845-м году, в советское время решили, очевидно, "скрыть с глаз", отгородив его от площади административным зданием пост-сталинской эпохи. Напротив здания, в котором при Хрущеве разместили Совет народного хозяйства Приднепровского экономического района, а при Брежневе - Министрество черной металлургии Украинской ССР, был установлен монумент с Лениным. С приходом "незалежности" здание стали сдавать под офисы каких-то крутых украинских фирм, о чем гласит вывеска на фасаде, сменившая "Ідеї Леніна живуть і перемагають" на более лаконичное "aukro.ua".



И вот буквально в прошлом месяце Ленина в Днепропетровске победоносно снесли, а прилегающую площадь переименовали в площадь Героев Майдана. История пласт за пластом продолжает наслаиваться на этом небольшом пятачке города, всё более причудливо сочетая в себе все повороты судьбы Екатеринослава.


Как я писал в самом начале, основным впечатлением от Днепропетровска остались многочисленные парки и величественный Днепр. Совсем немного познакомившись с этим городом, мы с  Харитошкиной отправились колесить по Украине дальше, на юг - где "...у Черного моря.... в цветущих акациях город..."
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author