Михаил Койнов (mkoinov) wrote,
Михаил Койнов
mkoinov

Работы белгородских проектировщиков

Вчера я начал рассказ о компании «БелЭнергоСтрой», и обещал поведать своим читателям о самых интересных проектах, в реализации которых участвовала эта белгородская проектно-строительная компания. Сказать серьезно, я не знаю, какие из реализованных проектов были «самыми-самыми» для команды проектировщиков, поэтому я выбрал на свой вкус ТОП-5 объектов, о которых наверняка слышало большинство из вас.



Итак, добро пожаловать в мир многотонных металлоконструкций! Вашему вниманию представлены: трасса для Формулы-1 в Сочи, а также главный Олимпийский медиацентр и стадион «Фишт», футбольный стадион в Казани, принимавший в 2013-м году Универсиаду, и строящийся медиацентр НТВ в Москве. Поехали!

Трасса Формулы-1 в Сочи

1. В октябре 2014 года в Сочи пройдет Гран-при России - этап Формулы-1, который возвращается в нашу страну спустя 100 лет с момента последнего его проведения (хотя сами понимаете, что в 1914-м спортивные «болиды» разительно отличались от нынешних). Соревнования состоятся на трассе, которая запроектирована и создается в Олимпийском парке.

Трасса Формулы-1 в Сочи

В апреле 2013 года команда ПСК «БелЭнергоСтрой» подписала договор на разработку конструкторско-технологической документации и поставку металлоконструкций для строительства навеса над главной зрительской трибуной трассы «Формулы -1» в Сочи. По договору белгородские проектировщики должны были разработать чертежи КМД (из поста о компании вы должны помнить, что это такое), изготовить необходимые металлоконструкции общим весом 4 300 тонн, доставить их в район строительства трассы и смонтировать их на месте.

2. Так выглядели несущие конструкции главной трибуны на стадии проектировки:



3. А вот так - на стадии контрольной сборки на площадке одного из заводов уже в начале июля 2013-го. Полурамы размерами 30 на 30 метров полностью собирали на территории производственного предприятия, чтобы проверить точность изготовления конструкций, правильность стыков и габаритных размеров. Проверку подобного рода проводят специалисты технического отдела «БелЭнергоСтроя». Затем конструкцию снова разбирали и отправляли на точку монтажа - в Сочи.



Строительные проекты подобного масштаба - это всегда совместная работа большого количества проектно-строительных компаний. Пока белгородцы проектируют несущие конструкции, другая организация заливает на сочинской площадке фундамент, третья изготавливает панели для облицовки будущей трибуны, а четвертая, вполне возможно, в то же самое время делает на своём заводе кресла, в которых будут сидеть болельщики.

В каком-то из проектов «БелЭнергоСтрой» могут выступать только как проектировщики, в другом - поставщиками металлоконструкций, в третьем - монтажниками готовых изделий на конечном объекте. В ситуации с трибуной для Формулы-1 белгородцы занимались как проектированием, так и поставкой части необходимых несущих элементов, а в дальнейшем - и их монтажом.

4. Из всего количества 30-тиметровых полурам, необходимых для строительства трибуны, «БелЭнергоСтрой» взял на себя изготовление семи таких несущих конструкций. В выполнении заказа принимало участие пять заводов. ПСК «БелЭнергоСтрой» распределяет заказы на необходимое количество металлоконструкций сразу по нескольким заводам, что позволяет значительно сократить общие сроки строительства объекта. Только представьте - ежедневно с каждого из заводов в сторону Сочи уходило по 8 машин с загруженностью до 20 тонн каждая. Общий же объем, как я писал выше - более 4-х тысяч тонн!



5. После того, как металлические полурамы прибыли в Сочи, работники «БелЭнергоСтроя» начали их монтаж:



6
. Конструкции частично монтируются на земле, затем поднимаются краном на самый верх, где стыкуются с составными частями.



7
. Тысячи тонн металла превращаются в единую конструкцию.



8. Вид с будущей трибуны в сторону стадиона «Фишт», на котором недавно проходила церемония открытия Олимпийских игр.



10. Взятый на себя объем работ компания «БелЭнергоСтрой» выполнила за довольно короткий срок - с апреля по ноябрь 2013-го, причем самая активная фаза - изготовление и монтаж металлоконструкций - заняли четыре месяца. В ноябре 2013-го главная трибуна для трассы Формулы-1 в Сочи выглядела уже так:



11. И еще лучше - со стороны железнодорожной станции и дороги, ведущей к олимпийским объектам:





Стадион «Фишт»

12. Участвовали наши белгородские проектировщики и в создании такого масштабного объекта, как центральный олимпийский стадион в Сочи. Для строительства «Фишта», способного вместить в себя более 40 тысяч человек, было привлечено огромное количество компаний и подрядчиков.



13. Инженерный центр ПСК «БелЭнергоСтрой» выполнил проектную документацию каркаса стадиона в определенных осях, общим весом конструкций 620 тонн и разработал 3D модель.



14. Вот так запроектированные конструкции выглядят «вживую» после монтажа на объекте.





Главный олимпийский медиацентр

Расположенный рядом с Олимпийским парком в прибрежном кластере, сочинский медиацентр занимает площадь более 158 тысяч квадратных метров. Одновременно в нем могут работать около 6,5 тысяч журналистов.

15. Конечно же, в создании такого масштабного объекта принимало участие большое количество строительно-проектировочных фирм. В том числе - и наши белгородцы.



16. Как гласят официальные сводки: «ПСК «БелЭнергоСтрой» разработала чертежи КМД и осуществила поставку металлоконструкций арочных фонарей, опор под трубопроводы и воздуховоды общим весом  металлоконструкций 3 900  и  325 тонн соответственно». Вот она, 3D модель тех самых арочных фонарей.



17. Отгрузка первых металлоконструкций для медиацентра, изготовленных в Белгороде:



18. Строительная площадка Сочинского Медиацентра в ноябре 2011 года:



19. Эта конструкция называется «арочным фонарем» вовсе не потому, что работает по принципу всем известных фонарей. Эти арочные перекрытия, которые в дальнейшем будут застеклены, являются источником дневного света. Вот такая терминология у проектировщиков-строителей.



Кроме того, как я прочитал на официальном сайте компании, что рабочие «БелЭнергоСтроя» осуществляли и монтаж конструкций кровли: «рам трубопроводов, рам вентиляторов, стаканов воздуховодов (694 тонны) и  монтаж технических этажерок под оборудование (1 220 тонн). Силами компании также осуществлен монтаж стеновых сэндвич-панелей (2 880 кв.м)». Не запутывая вас в тоннах и квадратных метрах, просто скажу вам - это очень много и круто!




Главный стадион Татарстана «Казань-Арена»

20. Насколько я смог понять из разговоров с сотрудниками, одним из ключевых, а также самых сложных и интересных для компании проектов стал стадион в Казани. В церемонии закладки камня в основание стадиона весной 2010-го участвовал сам Путин, который сказал, что «строительство этого стадиона должно было стать козырем в борьбе за право проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года в России». Естественно, масштабный проект нужно было выполнить качественно и быстро - на этом же стадионе было решено проводить церемонии открытия и закрытия Летней Универсиады 2013-го.



Одной из самых сложных задач для проектировщиков стало изготовление металлоконструкций главного ригеля покрытия Казанского стадиона (читай: огромнейших труб, на которых держится крыша стадиона). Сложность заключалась в том, что изготовление труб подобного диаметра производилось в России впервые, и для таких размеров даже не существовало технического регламента - нужно было не просто нарисовать чертежи и по ним смонтировать несущие конструкции: стояла задача с научной точки зрения рассчитать саму возможность подобного строительства.

Эту задачу взялись решать несколько компаний: «Энергомаш (Белгород) - БЗЭМ», «АК Барс Металл» (г. Набережные Челны), Белгородский Завод Металлоконструкций, «ЧТПЗ» (Челябинский Трубопрокатный завод) и уже хорошо известная нам ПСК «БелЭнергоСтрой».

Помимо изготовления чертежей КМД и для себя, и для «АК Барса», компания «БелЭнергоСтрой» должна была изготовить металлоконструкции общим объемом более 4 тысяч тонн. Для разработки проекта белгородские специалисты выезжали в Центральный научно-исследовательский институт строительных конструкций имени В.А. Кучеренко, где вместе с учеными разрабатывали нормативы для конструирования этих огромных узлов несущих конструкций стадиона.

На Челябинском Трубопрокатном заводе сначала изготовили пробные макеты практически в натуральную величину для того, чтобы просчитать все с математической точки зрения решаемого вопроса. Маргарита рассказывала мне, что президент Татарстана иногда даже предоставлял свой собственный самолёт для проектировщиков, чтобы они могли быстро перемещаться по стране (вы ведь представляете географию работ: Белгород - Москва - Казань - Челябинск).

21. В итоге все необходимые данные были изучены, вычислены, а для будущих поколений проектировщиков еще и разработаны ТУ 13.81.-020-00186654-2011 «Трубы сварные прямошовные, диаметром 530 - 1420 мм улучшенной свариваемости и хладостойкости для строительных металлических конструкций». Опыт, полученный впервые в нашей стране, теперь может использоваться в последующих проектах подобного масштаба.




22. Машина «БелЭнергоСтроя» везет элемент главного ригеля по улице Волчанской. Белгород, весна 2011-го.



23. Колонна тягачей «БелЭнергоСтроя» везет в Казань опорные элементы главного ригеля. Лето 2011-го.



24. Прибытие металлоконструкций на строительную площадку стадиона в Казани.



25. Начинается процесс монтажа главного ригеля.



26. Монтаж конструкций стадиона. По центру фотографии - пилон, на который будут устанавливать опорный элемент главного ригеля, привезенный из Белгорода. На этих «слонах» и будет держаться крыша «Казань-Арены».



27. По сути вся несущая конструкция - гигантская ферма (технари, вы понимаете, о чем я).



28. «Казань-Арена» во время открытия Универсиады в 2013-м. Обратите внимание: уже знакомые нам металлоконструкции держат на себе крышу стадиона.



29. Согласитесь, есть своя особая эстетика в фотографировании многотонных железных штуковин!



30. Соединение элементов ригеля.



31. Кто-то увидит на этой фотографии выход спортсменов из Андорры, а кто-то -несущие металлоконструкции, спроектированные нашими специалистами.



32. Философский кадр: какой все-таки маленький человек, и какие большие объекты он может строить!



33. Общий вид стадиона в Казани на завершающем этапе строительства.



34. Сегодня «Арена-Казань» - один из крупнейших российских стадионов. О нем еще не раз услышит весь мир - через несколько лет здесь пройдут матчи Чемпионата мира по футболу - 2018. Поэтому очень приятно осознавать, что в создании этого шедевра принимали непосредственное участие белгородские специалисты.





Телевизионный комплекс НТВ

35. Один из самых «свежих» проектов, над которыми сейчас работают белгородцы - участие в строительстве нового медиацентра телекомпании НТВ в Москве. В декабре 2013 года ПСК «БелЭнергоСтрой» заключен контракт на поставку и монтаж металлоконструкций для Телевизионного комплекса. Для этого объекта белгородская компания разрабатывает документацию, а также поставит и смонтирует металлоконструкции покрытия и перекрытий зоны студийных помещений. Вес конструкций составит 1 500 тонн.



Здание строящегося комплекса имеет высоту 42 метра. Оно состоит из двух подземных, восьми надземных и дополнительного мансардного этажей. Площадь одного этажа  составляет 75 357 квадратных  метров. В новом медиацентре НТВ планируется разместить 10 оборудованных студий, площадь самой большой из них 1200 квадратных метров.Также предусмотрены кафе, и рестораны, офисная зона,  комнаты релаксации и зимний сад. Два нижних этажа расчитаны для парковки автомобилей.

Все необходимые чертежи ребята из «БелЭнергоСтроя» сделали еще в декабре, и сейчас решается вопрос о поставке и монтаже запроектированных металлоконструкций.


...и еще несколько десятков объектов.


На сайте компании можно увидеть географию работ «БелЭнергоСтроя» и список объектов, в создании которых они принимали участие. Курская, Воронежская, Ульяновкая, Кировская, Рязанская, Калужская, Московская, Ленинградская, Челябинская, Кемеровская области, республики Алтай, Татарстан, Карелия, Краснодарский край - всего более 60-ти объектов в самых разных уголках страны.

В списке объектов можно найти такие, как ангары терминала аэропорта «Внуково 3», «Калужский научно-производственный электрометаллургический завод», Южноуральская ГРЭС-2, Башни для загрузки судов «Тамань», завод по производству автомобильных двигателей «Volkswagen» и множество других объектов.

Интересно, что на интерактивной карте выполненных работ Белгородская область пока никак не подсвечена - парадоксально, но в своем родном Белгороде проектно-строительная компания еще не выполняла никаких заказов. На мой вопрос «Почему?!» Маргарита сказала, что ...молодой компании сложно пройти на белгородский рынок в проектно-строительной сфере.

Однако на горизонте появился первый белгородский объект, проектированием которого занимается команда «БелЭнергоСтроя» - это Арена «Белогорье». Кто был на общественном обсуждении проекта арены, тот помнит слова Шипулина: «Мы везде искали проектировщиков, которые смогли бы сделать такую арену, как мы задумали - и у нас в стране, и в Европе. А оказалось, что такие проектировщики есть у нас, в Белгороде». Забавная ситуация, честное слово.

Думаю, что теперь, после моего поста, вы (как и Шипулин) знаете, что в Белгороде есть крутые проектировщики, которые известны во многих уголках России и участвуют в распиле олимпийского бюджета строительстве масштабных объектов. И совсем скоро один из таких объектов должен появиться и у нас в Белгороде. Но об этом - уже в следующий раз.




P.S.: а для тех, кто пропустил вчерашнюю публикацию о компании, которая все вышеописанное проектирует и строит - вот она ссылочка.
Comments for this post were disabled by the author