Михаил Койнов (mkoinov) wrote,
Михаил Койнов
mkoinov

Проект дороги Белгород - Неклюдово - Стариково

Эту статью я написал как развернутый комментарий к одному из проектов на сайте "Народная Экспертиза".

Сейчас в Белгородской области реализуется программа "Совершенствование и развитие транспортной инфраструктуры Белгородской области на 2011 - 2017 годы". В рамках этой программы область уже отремонтировала дороги Белгород - Короча, Белгород - Шебекино, Шебекино - Волоконовка, построен объезд поселка Томаровка, дорога Разумное - Новосадовый. В планах ремонт трассы Короча - Шебекино, Старый Оскол - Валуйки и многое другое.

Я хочу забежать немного вперед, за 2017-й год, и рассказать о том, какие еще дороги в области, на мой взгляд, должны появиться. И первым из подобных проектов является рассказ о необходимости строительства трассы, которая бы соединила Белгород с рядом сельских поселений Шебекинского района.

Карта Шебекинского района

На территории от Корочи до Шебекино расположено большое количество населенных пунктов. С географической точки зрения они расположены совсем недалеко от Белгорода. Например, село Большое Городище. "Прямиком" по карте - 30 километров от села до Соборной площади Белгорода. Однако по существующим дорогам это расстояние увеличивается минимум вдвое.


Немного истории и географии

На востоке от Белгорода, в междуречье Кореня и Корочи расположен крупнейший лесной массив нашей области. Дубовые леса протянулись на 40 километров от города Шебекино на юге до города Короча на севере. Когда-то именно по берегам реки Короча проходила Белгородская засечная черта, причем сама природа создала эту преграду - степь перерезана извилистой рекой, на противоположном берегу которой - дубовый лес на высоком холме. Конным отрядам неприятеля преодолеть такую преграду практически невозможно.

Шебекинский лес
Дубовый лес в районе села Дмитриевка (Шебекинский район). Вид в сторону Белгорода.

Одним из первых поселений здесь стало, как раз, вышеупомянутое Большое Городище - на его месте возвели "наблюдательную сторожу", чтобы следить за приближением татарских полчищ к Белгороду с востока. Существовала и грунтовая дорога Белгород - Городище, протяженностью 30 километров. Есть грунтовка и сейчас, но по ней передвигаться можно лишь как и три века назад - на лошадях.

По мере освоения края сёла стали появляться на всем протяжении реки Короча, и со временем через них была проложена асфальтированная трасса Короча - Шебекино. Аналогичная ситуация с освоением земель складывалась и "за лесом", вдоль реки Корень. Сейчас на территории сельских поселений, расположенных здесь, проживает более 11 000 человек. И, не смотря на географическую близость к Белгороду, эти места можно назвать "глубинкой" - чтобы попасть сюда по автомобильным трассам, нужно делать немалый крюк либо через Корочу, либо через Шебекино. И получаем, что, к примеру, от села Никольское "по полям" до Белгорода 20 километров, а по трассе - все 60.


"Надо строить дорогу!"

Идея строительства дороги, которая бы позволяла значительно сократить расстояние между областным центром и "глубинкой", конечно же, давно витает в воздухе. И одними из первых её озвучивали сами местные жители. Например, в 2012-м году, когда в Шебекино проходил форум в рамках проекта "Народная экспертиза", одним из предложений к властям стало как раз строительство дороги Белгород - Большое Городище:

"Жители села Большое Городище предложили построить дорогу (всего 30 километров) от их села до Белгорода. В зале прямо-таки прокатилась волна ропота. Почему-то людям показалось, что большегородищенцы хотят поставить себя в сравнении с другими селами в более выгодное положение. Однако предложение-то действительно дельное. Большое Городище, видно, не устраивает статус депрессивной площадки, а если территорию обустроить, создать зоны отдыха да подвести дорогу (а места, как заметил С. Н. Алейник, в Шебекинском районе действительно красивейшие) – вот вам и одно из успешных решений направления развития туризма. Это ли не пример мышления народа по-новому? 30 километров дороги было решено включить в программу дальнейшего строительства дорог в Шебекинском районе". (с)

Большое городище
Дорога из Большого Городища в Белгород на протяжении трех столетий пролегала по дну этой балки.

К сожалению, у меня нет информации, как в дальнейшем развивалась дискуссия по поводу этого проекта. В вышеупомянутой программе дорожного строительства до 2017-го года такой дороги нет. Возможно, проект уже кем-то прорабатывается. Либо же отложен "до лучших времен" за отсутствием финансирования.

Но дорога нужна. Пусть не сейчас она будет сделана - через пять, десять лет. Это вопрос стратегический, вопрос развития территорий (к слову, сельские поселения на этой территории входят в состав Белгородской агломерации). Идея того, где и как может быть проложена эта дорога, крутится в моей голове уже года два - с тех пор, как стал интересоваться краеведческой тематикой. И вот сейчас решил изложить её на страницах своего блога - "освободить" место в голове для новых идей, а также чтобы поделиться своим мнением с "народными экспертами".


Двадцать один километр

Во-первых, я сел и посчитал, какое расстояние занимает путь от каждого расположенного здесь населенного пункта до Белгорода сейчас (с помощью маршрутов на Яндекс.Картах), причем при двух существующих вариантах движения - через Корочу и через Шебекино. Например, путь из Большого Городища до Соборной площади Белгорода составляет 67 километров через Шебекино, или 75 километров через Корочу. Таким образом получилось найти "среднее арифметическое" на карте.

Во-вторых, я по памяти и по спутниковым снимкам прикинул самое удобное место, в котором можно пересечь огромный дубовый лес. Да так, чтобы и рельеф, и расположение населенных пунктов этому наиболее соответствовали. Так, самый тонкий "перешеек" леса - всего 2,5 километра протяженностью, находится в 7-ми километрах южнее Большого Городища. Ну и вообще, по всем подсчетам, лучше всего строить тут - так звезды сошлись!

Белгород Шебекино
Красными стрелочками обозначен текущий транспортный поток на существующих трассах, зелеными стрелочками показан оптимальный путь строительства новой трассы.

На мой взгляд, оптимальным вариантом выглядит строительство трассы от дороги Короча - Шебекино в районе села Стариково через лес на Никольское, а далее с выходом к новой объездной Разумное - Новосадовый в районе села Ястребово. От этого участка новой объездной в Белгород можно попасть через Беловское.

Площадь Беловское

Теперь я расскажу вам подробно о маршруте, по которому можно будет попасть из Белгорода в Большое Городище.

Итак, Белгород - Беловское: такая дорога есть уже сейчас. Далее выходим на объездную, и где-то через километр поворачиваем направо - здесь идет дорога на Батрацкую Дачу. Через 2,5 километра после того, как мы повернули, есть развязка. Налево уходит проселочная дорога, направо - дорога на Батрацкую Дачу. Собственно, отсюда я и предлагаю начать прокладывать новый маршрут.



Выше на спутниковом снимке можно увидеть ту самую грунтовку. Вдоль грунтовки проходит линия электропередач, для которой в лесном массиве сделана просека. Собственно, по этому самому маршруту я предлагаю и прокладывать новую дорогу. На картинке мы видим, что за лесом расположено село Неклюдово. От Батрацкой Дачи до него - шесть километров, но асфальтированной дороги, связывающей населенные пункты, нет. Поэтому от Батрацкой Дачи до центра Белгорода - 20 километров, а от Неклюдово уже 56 (через Шебекино).

Движемся дальше по будущей дороге и приезжаем в Неклюдово.

Новая дорога Неклюдово Шебекинский район

Дорога практически не пересекает расположенные здесь села, она проходит между ними. С одной стороны хорошо, когда "глубинка" становится центром, с другой стороны - плохо, если по сельским улицам пойдет нескончаемая вериница машин. Поэтому дорогу лучше провести здесь равноудаленно от близлежащих сёл. Пересечем уже существующие сельские артерии и получим - 300 метров до Боровского, 600 - до Никольского. На этом же участке должен быть возведен мост через реку Корень. За ним - уже Неклюдово.

Неклюдово Центр

В самом Неклюдово есть возможность проложить трассу так, что, с одной стороны, не придется вмешиваться в существующую застройку, с другой стороны дорога будет пролегать в непосредственной близости от центра села. Удлинить одну из центральных улиц на 200 метров - и вот от Белгорода до местного храма святых апостолов Петра и Павла уже не 60 километров, а 27-мь.

Здесь же наша проектируемая трасса пересекается с существующей дорогой Шебекино - Плоское (которая является единственной транспортной артерией вдоль реки Корень). Отсюда дорога уходит в поле, вновь следуя проходящей здесь линии электропередач.



Приближаемся к тому самому большому дубовому лесу, который тянется от Шебекино до Корочи. Как я уже писал выше, в месте предполагаемой дороги его ширина составляет всего 2,5 километра. Более того, здесь через лес проходит просека (для ЛЭП). Грунтовка здесь давно уже накатана. Осталось проложить асфальт.

лес
Просека в лесу, вид со спутника.

Далее предполагаемая трасса огибает овраг - думаю, что это позволит существенно сэкономить на земляных работах. В непосредственной близости от дороги - хутор Александровский. Шикарное место, куда бы я непременно переехал жить (при наличии здесь асфальтированной дороги на Белгород ;). Окруженный со всех сторон лесом, этот хутор хранит в себе историю в несколько веков. Думаю, появление в этих местах инфраструктуры значительно повлияет на развитие в том числе и туризма.

Факовка

Дорога по пологому склону спускается к селу Факовка, расположенному на берегу реки Короча. В Факовке, кстати, до сих пор нет асфальтового покрытия. Вообще. Однажды заехал туда на машине. Долго ругался. А места очень красивые. Уверен, при наличии здесь инфраструктуры, спрос на жилье и рекреационные зоны будет обязательно. Согласно описанному мной выше маршруту, расстояние от Факовки до центра Белгорода может составить 33 километра. Сейчас это 66 километров. Причем последние из них - без асфальта. Вообще. Тем не менее, здесь каким-то образом проживают целых 37 человек.

От Факовки - мост через реку Короча, и через 1,8 километров - пересечение с дорогой Короча - Шебекино. Итого - двадцать один километр.



Вот такой маршрут мне кажется оптимальным. Что до Большого Городища - оно в 4-х километрах по трассе севернее. Для его жителей при строительстве данной дороги путь в Белгород сократится с 67-ми километров до 40. В целом же мы получаем транспортную ось, которая возьмет на себя задачу развития этой "глубинки".

Идея, конечно, из области, далекой от ближайшей реализации. Но она вполне жизнеспособна в долгосрочной перспективе. Поэтому посчитал важным "выгрузить" её из головы. Когда-нибудь вышеописанная дорога может стать реальностью.
Comments for this post were disabled by the author